ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ РЕСТАВРАТОРОМ?

 

 

Самый сложный период в жизни – это выбор будущей профессии. В тот момент, когда начинаешь делать первые шаги, очень важно убедиться в правильности своего выбора. Анастасия Макарова знает это из своего собственного опыта, когда студенткой кафедры реставрации РГГУ начала работать в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) под руководством опытных наставников.


- Анастасия, давайте немного поговорим о начале вашего профессионального пути.

- История заключается в том, что выбор профессии произошел практически случайно. Я пришла на день открытых дверей факультета истории искусств в РГГУ, к которому была прикреплена кафедра реставрации и по ошибке взяла информационную брошюру кафедры реставрации, а не факультета. Но со временем, уже в процессе обучения и профессиональной деятельности я поняла, что это именно та профессия, с которой я бы хотела связать свою жизнь. Я получила не только теоретические знания об истории искусств в целом, но и практические навыки, опыт работы руками непосредственно с произведениями. Сейчас я работаю в отделе научной реставрации монументальной скульптуры ГосНИИР в должности научного сотрудника.

 

- Скажите, у вас работает много молодежи?

- Мы довольно крупная организация, которая занимается реставрацией практически всех произведений декоративно-прикладного искусства, живописи, и в каждом отделе не меньше трети сотрудников – молодежь. Наш отдел ведет научные исследования и реставрирует произведения из камня. Это монументальная скульптура, городские памятники, памятники на городских некрополях, архитектурный декор и музейная скульптура.

 

- Какие наиболее интересные проекты вы бы могли отметить?

- За последний год мы выполнили обследование текущего состояния сохранности портала Ханского дворца в Бахчисарае. Этот портал был выполнен архитектором Алевизом Новым в самом начале XVI века. Наш отдел также долгие годы занимается сохранением порталов Архангельского собора в Москве построенного этим же архитектором. Нам удалось проследить два произведения одного и того же мастера и попробовать сопоставить в каком они находятся техническом состоянии. Это был очень интересный опыт по выработке предварительных рекомендаций по дальнейшему обеспечению сохранности порталов в Бахчисарае. Надеемся, что наши рекомендации помогут принять решения по повторной реставрации портала Ханского дворца.

 

- А что из реставрационных работ запомнилось больше всего?

- Из интересных реставрационных проектов стоит упомянуть о реставрации надгробия Томаса Келлермана, которое мы выполняли вместе со студентами колледжа «26 КАДР». Надгробие – это случайная археологическая находка, о которой в Департамент культурного наследия Москвы сообщили бдительные горожане. После проведенных исследований специалисты сделали заключение о том, что это редкий для Москвы памятник, который был передан в реставрационные мастерские упомянутого колледжа. Моя работа заключалась в выполнении научно-методического руководства, в том числе разработке программы реставрации, а также я проводила практические занятия вместе со студентами. Таким образом, где-то за полгода нам удалось полностью восстановить целостность предмета, восполнить все утраты и провести полностью все реставрационные мероприятия. Сейчас надгробие передано в коллекцию Музея Москвы, его можно было увидеть на нескольких выставках, в том числе и в ГосНИИРе.

 

- Вы молодой реставратор, много работаете с молодежью. Как вы считаете, чем можно помочь сегодняшним студентам в выбранной ими профессии?

- Студентам колледжей, о которых шла речь, хотелось бы посоветовать получать высшее образование. Но здесь мы сталкиваемся с одной проблемой, далеко не по всем реставрационным специализациям открыто обучение в рамках высшего образования. У нас ежегодно выпускают много специалистов по реставрации масляной и темперной живописи, существует неплохая школа архитектурной реставрации. Но при этом по всему спектру предметов декоративно-прикладного искусства наблюдается большой провал. Специализация по реставрации произведений из камня, каменной и гипсовой скульптуры сейчас не представлена ни в одном высшем учебном заведении Москвы. Поэтому выпускникам «26 КАДР», с которыми я работаю, получить высшее образование будет довольно сложно. С другой стороны, для студентов колледжей несложно найти работу, потому что среднее профессиональное образование в настоящий момент нацелено на последующее трудоустройство. В этой ситуации я бы посоветовала выпускникам расширять свои практические навыки, нарабатывать портфолио. В этом посредником мог бы выступить Союз реставраторов России который имеет тесные связи со всеми ведущими реставрационными организациями. Это очень помогло бы ребятам, ведь при устройстве на работу требуется упомянуть перечень объектов и уже выполненные ими работы.

 

- Что вы думаете о деятельности Союза реставраторов России, который активно развивает сотрудничество со студентами и выпускниками?

- Мое близкое знакомство с деятельностью Союза началось в этом году на Конгрессе молодых реставраторов, где я участвовала в качестве модератора одного из круглых столов. На мой взгляд, работа с молодыми реставраторами – это очень правильная и своевременная инициатива. Могу сказать, что проведение молодежных реставрационных конференций - это общемировая тенденция, потому что одна из важных составляющих любой профессии – уметь о ней рассказать.

Организация участия в различных круглых столах, конференциях, семинарах, лекциях – это то, чем Союз реставраторов мог бы помочь молодым специалистам, дав им возможность увидеть и лично пообщаться с лучшими специалистами отрасли. Одну из задач молодежной секции Союза реставраторов я вижу как раз в том, чтобы организовывать такие встречи, ведь достойных лекторов нужно заинтересовать, а у Союза, как авторитетной общественной организации, есть такие возможности и рычаги. Также я надеюсь, что в будущем Союз сможет помочь студентам и в прохождении практики в крупнейших реставрационных организациях. Если смотреть шире, работа молодежной секции может быть направлена и на участие в реформировании реставрационного образования, ведь студентам, которые находятся внутри системы, могут быть видны проблемы не заметные со стороны.

 

Источник: http://restsouz.ru/pressroom/news/detail/legko-li-byt-molodym-restavratorom