ПЕТЕРБУРГ МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ ВИТРАЖНЫХ ОКОН В ПАРАДНЫХ БЫВШИХ ДОХОДНЫХ ДОМОВ
Причина тому — замена старых окон на стеклопакеты и кражи, поэтому власти призывают жильцов исторических домов следить за общим имуществом.
Впоследние годы скандальные истории о пропаже витражей в историческом центре города появляются в публичном пространстве с пугающей регулярностью. Сотрудникам петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) известно уже о восьми случаях бесследного исчезновения витражей за три года. И это только те пропажи, о которых сообщили жильцы домов или активисты градозащитного сообщества.
Солнце зашло
Осенью 2017 года в Петербурге разразился очередной скандал: из подъезда дома № 5 на Введенской улице исчез один из самых известных петербургских витражей — «Восход солнца», о чем сообщили жильцы. Он был достопримечательностью Петроградской стороны, но коммунальные службы начали замену старых окон на пластиковые стеклопакеты в рамках городской целевой программы, и витраж пропал. Жильцы сообщили об этом в петербургское отделение ВООПиК и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Правительства Санкт-Петербурга. Но оказалось, что бывший доходный дом не имеет охранного статуса. Найти витраж не удалось еще и потому, что замена окон в подъезде проходила в начале лета, когда большая часть жильцов были на дачах, и до момента объявления тревоги прошло слишком много времени.
А два года назад на торговой интернет-площадке Avito появилась информация о продаже витражей из дома на Некрасова, 46/27, известного как доходный дом Кумовича. К сожалению, жильцы дома не подали заявления о краже, и следственная проверка не проводилась. Сейчас, согласно данным ВООПиК, по требованию КГИОП прокуратура завела два дела о пропаже витражей. В одном случае это хищение (ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса РФ), в другом — ущерб памятнику (ст. 247). Пока идет следствие, дела в суд еще не переданы.
Разноцветный взгляд на мир
Мода на украшение окон в подъездах цветными витражами особенно распространилась в Петербурге с конца XIX века. К 1917 году в столице работало около 20 витражных мастерских, среди них очень известные, как ателье «М. Франкъ и Ко». Заметный след в украшении петербургских окон оставил рижский мастер Эрнст Фридрих Тоде, среди его лучших работ — окно алтаря католической церкви Святой Екатерины, а также витражи особняков Набоковой и Кельха. Известно, что созданием витражей в то время серьезно увлекался и Николай Рерих.
Популярность витражей в Петербурге особенно заметно возросла с появлением нового стиля в архитектуре — модерна. К началу XX века декоративными узорными композициями из цветных стекол украшали практически все вновь построенные дома, и вскоре витражи перестали быть предметом роскоши — их можно было встретить не только в особняках, но и в больницах, школах, магазинах, ресторанах, театрах и даже банях.
Сам себе стекольщик
В 70-е годы XX века Петербург (тогда еще Ленинград) пережил тотальный капитальный ремонт, и значительная часть домов в центре лишилась главных элементов своего декора: каминов, майолик, витражей. Сейчас, по данным градозащитников, в Петербурге насчитывается порядка 300 подлинных витражей в различных зданиях исторического центра. Как рассказал корреспонденту TANR Сергей Васильев, заместитель председателя петербургского отделения ВООПиК, около сотни из них находятся в очень плохом состоянии и требуют реставрации. Но непонятно, кто именно должен ею заниматься: лишь 30 витражей из этого списка находятся под охраной государства.
Иногда сами жильцы берут в свои руки дело спасения старинных красот. Пенсионер Евгений Синицын, бывший сотрудник музея истории города, спас витражи своего дома по Мытнинской улице (к тому моменту в подъезде сохранилось лишь два с половиной исторических витража из пяти). В их доме тоже началась замена деревянных рам на стеклопакеты, и роскошные цветные окна оказались на помойке. Евгений Григорьевич забрал их к себе и сообщил о варварской выходке ремонтников в прессу. Поднялся шум, целый год продолжалось бодание между чиновниками и ЖКС. В конце концов власти заставили ремонтную организацию вернуть витражи. Тогда Синицын потребовал, чтобы жилищники за свой счет сделали на остальные окна в подъезде рамы, совпадающие по размерам и конфигурации с историческими. Он снял копии рисунка и расписал по ним новые окна. Теперь в подъезде можно увидеть одновременно и исторические витражи, и их имитацию.
На просьбу прокомментировать историю с витражами пресс-служба КГИОП сообщила, что 13 марта 2018 года их ведомство провело совещание с представителями районных администраций, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и сотрудниками Управления МВД по городу и Ленобласти. Принято решение провести разъяснительную работу с управляющими компаниями о сохранении объектов культурного наследия.
«Я не устаю повторять, что в первую очередь сами жильцы должны быть заинтересованы в сохранении подлинности своего дома, — говорит председатель КГИОП Сергей Макаров. — Витражи и двери придают уникальность историческому зданию, в итоге увеличивают стоимость жилья. К сожалению, как показывает практика, далеко не всем очевидно, что типовые металлические двери и белые пластиковые стеклопакеты уродуют облик зданий».
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5690