КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ В ОРАНИЕНБАУМЕ ОТКРЫЛСЯ ПОСЛЕ ГРАНДИОЗНОЙ РЕСТАВРАЦИИ
В год своего 250-летия уникальный памятник архитектуры в стиле рококо принял первых посетителей.
Китайский дворец, жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», входящего в Государственный музей-заповедник «Петергоф», — единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века.
«У нас к Китайскому дворцу совершенно особое отношение, — сказала на торжественной церемонии открытия дворца генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. — Он не похож ни на что другое, это исключительный по своей ценности образец русского рококо».
Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.
Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий — «Собственную дачу». Китайский дворец — одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.
Главные достопримечательности дворца — Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно — это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком — синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», — писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.
Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума — потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.
«Когда мы впервые вошли в эти помещения, в них было очень сыро, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Батаковский, директор ООО «Петербургская реставрационная компания», выполнявшего все работы в Китайском дворце. — Влажность воздуха составляла 80%, контактная влажность древесины — 20%, как у свежесрезанного дерева».
Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!» По словам Елены Кальницкой, каждая очередь работ обходится примерно в 300 млн руб., сейчас общая сумма затрат приближается к 1 млрд руб. Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.
«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, — Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. — Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума — Мекленбург-Стрелицкие.
Сохранился штоф XIX века — по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры — подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5980