ЗАВЕРШЕН ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП РЕСТАВРАЦИИ РОСПИСЕЙ ЭРЕБУНИ ИЗ ПУШКИНСКОГО

 

 

 

Восстановленные фрагменты помогут реконструировать древнюю монументальную живопись из урартской крепости Эребуни в целом.

 

В собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина фрагменты древней урартской живописи из раскопок крепости Эребуни попали после совместной археологической экспедиции музея и Института археологии и этнографии АН Армянской ССР еще в 1960-х годах. Несколько наиболее полно сохранившихся фрагментов демонстрировались в экспозиции зала искусства Древнего и Ближнего Востока, но большая часть оставалась в запасниках.

 

Необходимость реставрации стала очевидна в 2016 году, когда хранитель Анастасия Ясеновская зафиксировала, что штукатурная основа фрагментов покрыта трещинами, красочный слой и края их осыпаются, гипсовые рамы потеряли прочность. Помимо чисто технических, перед специалистами стояли и финансовые проблемы. Их удалось решить благодаря помощи мецената Пушкинского музея Владимира Карташяна, члена совета директоров «Стройтранснефтегаза».

 

В будущем, после реконструкции главного здания ГМИИ, под коллекцию древностей Кавказа планируется выделить целый зал, где представят 30–35 фрагментов настенной живописи Урарту. Они будут выставлены с учетом последних тенденций в экспонировании. «Мы решительно отказываемся от каких бы то ни было современных вмешательств-реконструкций в оригинальный красочный слой (прорисовки современной краской по авторскому красочному слою, увы, практиковались в реставрации 1960–1970-х годов), чтобы реставрационные работы не искажали изначальный облик памятника, — говорит Рамиль Вергазов. — В будущей экспозиции реконструкции живописных сцен — полноценные полихромные или контурные — будут выполнены на специальном прозрачном материале, к которому могут крепиться оригинальные отреставрированные фрагменты росписей Эребуни. Поскольку перед нами археологическая живопись во фрагментах, подобные реконструкции необходимы для лучшего восприятия обычным зрителем этих замечательных произведений древневосточного искусства».