В ЭРМИТАЖЕ РЕСТАВРИРУЮТ ПОРТРЕТЫ ИМПЕРАТРИЦ И ВЕЛИКИХ КНЯГИНЬ

 

 

 

Полотна мало знакомы зрителю, теперь же некоторые из них поместят в постоянную экспозицию.

 

Специалисты Государственного Эрмитажа работают над реставрацией портретов императриц и великих княгинь. Она ведется в рамках долгосрочной программы «Великие женщины российского императорского двора», которую поддерживает Петербургский нефтяной терминал. Уже завершен портрет Екатерины II, идет работа над парадным изображением великой княгини Елизаветы Алексеевны. Близка к финалу реставрация портрета Марии Федоровны, второй жены Павла I.
Эти полотна мало знакомы широкому зрителю: на протяжении XX века большинство из них находилось в запасниках. Как, например, портрет Марии Федоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), больше 100 лет хранившийся накатанным на вал. На этом парадном портрете императрица изображена в малой императорской короне перед троном, рядом на кушетке лежит свиток с планом Воспитательного дома для благородных девиц, находившегося под ее покровительством. В то время модели уже исполнилось 40 и она была матерью 10 детей, но на портрете выглядит как юная принцесса.

 

Специалисты изготовили для полотна новый подрамник, сняли слои потемневшего лака и укрепили красочный слой. По словам Алексея Никольского, художника-реставратора высшей категории лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, мастерам удалось предотвратить осыпания краски, убрать так называемые грядки — отставания красочного слоя со вздутиями, которые сейчас не видны. Процесс оказался трудоемким, и он еще не завершен, идет работа над тонировками и ретушью. «Сложности были связаны и с размером картины, — поясняет Алексей Никольский. — Его несколько раз меняли, загибая края холста с красочным слоем, вероятно, при перемещении в другие интерьеры. В 1860-х годах, видимо к 100-летию Виже-Лебрен, портрету вернули первоначальный формат и он занял место в Романовской галерее, где экспонировался до 1918 года. Нам удалось сохранить красочный слой на местах заломов холста».

 

 

Непростая судьба была и у портрета Екатерины II работы Пьера Этьенна Фальконе (1741–1791). Он тоже весь XX век находился в запасниках. Исследования в инфракрасном спектре показали, что художник воспользовался холстом с уже имевшимся изображением на античный сюжет. Известно, что для этого портрета императрица позировала лишь один раз. За тот сеанс Фальконе успел написать лицо, сделать набросок фигуры. И потом долго работал над деталями костюма и интерьера, над изображением любимой левретки императрицы. Впервые отреставрированный портрет показали год назад на выставке «Это сам Потемкин!». Вскоре полотно зай­мет место в постоянной экспозиции.

 

В фондах Государственного Эрмитажа находятся десятки портретов императриц и великих княгинь, которые в рамках проекта будут отреставрированы и появятся в экспозиции.