ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ ФАСАДЫ ЗНАМЕНИТОГО ДОМА МОРОЗОВА НА СПИРИДОНОВКЕ

 

 

 

Этот особняк был одним из первых зданий, построенных в Москве по проекту Федора Шехтеля. В нем архитектор заявил о себе как о большом мастере.

 

Одна из первых самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля (1859–1926), особняк Саввы и Зинаиды Морозовых на Спиридоновке всегда был значимой московской постройкой. Он привлекал внимание с самого момента строительства в 1893–1898 годах: заказчик-англоман выбрал из трех предложенных архитектором вариантов в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики последний. Эффектный дом — готический замок с двухэтажной башней-донжоном, химерой и кривляющимися маскаронами — стал украшением улицы и не случайно в 1929 году был включен в структуры Наркомата (позже Министерства) иностранных дел. С тех пор здание служит Домом приемов МИД. В 1995 году интерьеры были повреждены пожаром и затем тщательно отреставрированы — к счастью, сохранилась подробнейшая документация. Однако фасадом давно не занимались серьезно — лишь подправляли и подкрашивали.

 

На фасадах особняка огромное количество деталей, которые перекликаются, но не повторяются. Скульптурных декоративных элементов (маскароны, консоли) не так уж много, но каждое обрамление окна, угла, колонны — любой архитектурной детали — сложнейшим образом проработано. Шехтель, увлекшийся средневековыми мотивами, трудился над этим проектом с упоением — тем более что заказчик, стремившийся угодить жене, позволил архитектору не ограничивать себя в средствах. За два месяца тот сделал около 600 листов архитектурных рисунков и планов, которые имеют ценность самостоятельных художественных произведений (почти 200 из них сохранились). «Российское ремесленное производство было на подъеме, и подрядчики, работавшие с кладкой, деревом, резьбой и рельефом, воплотили замысел архитектора на высочайшем уровне», — считает Евгений Кокорев. Сейчас фасадами занимались специалисты строительно-ремонтной фирмы «Ремстройсервис», которые славятся добросовестностью. Архитектурная подсветка особняка полностью обновлена, ночью она выглядит очень эффектно, подчеркивая объем здания и его детали, а днем светильники практически незаметны.

 

Внимание, которое специалисты уделяют фасадам (учитывая, что внутри — панно, скульптура и витраж Михаила Врубеля), не случайно: особняк служит идеальным примером нового понимания взаимодействия экстерьера и интерьера, новых приемов построения объема, которые делают Шехтеля архитектором ХХ века. Он не только отказался от традиционной анфилады, добавив к горизонтальной оси залов вертикаль парадной лестницы, но и использовал прием проектирования «изнутри наружу». Сложно (и удобно) организованные внутренние объемы нашли отражение в структуре фасадов, среди которых нельзя выделить главный: все они разные и в то же время объединены ритмом крупных стрельчатых окон.

 

Источник: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211213-epbg/