ДРЕВНЕРУССКОМУ ХРАМУ В ЗВЕНИГОРОДЕ ВОЗВРАЩЕН ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОБЛИК
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной.
Когда через пару месяцев с Успенского собора в Звенигороде снимут леса и он предстанет в своей первозданной красе, которая как минимум последние 200 лет была не видна из-за всевозможных переделок, в Подмосковье появится архитектурный памятник, сопоставимый со знаменитым храмом Покрова на Нерли под Владимиром. Сопоставимый не хронологически (звенигородский храм на 150 лет моложе владимирского), но по красоте пропорций и, главное, уникальной вписанности в ландшафт. Успенский собор стоит на горе (на Городке — на месте обнесенной валами крепости, городище, отсюда и название), с его крыши открывается великолепный вид на пойму Москвы-реки, да и сам он виден с больших расстояний. У храма есть все шансы стать притягательной достопримечательностью и символом региона.
Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры. Его построили в 1390-е годы по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича (1374–1434) — сына Дмитрия Донского (1350–1389) и младшего брата московского князя Василия (1371–1425). Успешный в воинских походах и потому богатый князь инициировал, помимо этого, строительство Рождественского собора в расположенном неподалеку Саввино-Сторожевском монастыре и Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.
Возможно, все три объекта спроектировал один и тот же выдающийся зодчий. Отличительная особенность храмов — килевидные закомары на фасадах. Они, как застывшие в камне языки пламени, окружают центральный барабан. Качество строительства было таким, что зазор между каменными блоками составлял всего 1–2 мм. Сразу по окончании работ храм расписал (по версии Игоря Грабаря, художника и исследователя искусства) Андрей Рублев. И хотя его авторство сегодня ставится под сомнение, именно из Успенской церкви происходит знаменитый Звенигородский чин. То есть в момент создания собор был прекрасен как внутри, так и снаружи.